Публикации


02.09.2013

Общие особенности правового регулирования в сфере коммерческой авиации в России

В процессе мировой глобализации, экономика всё больше требует от предпринимателей мобильности, работы с иностранными партнерами, а также с разными регионами внутри страны.

Иногда для ведения и развития бизнеса, открытия представительств, ведения переговоров с контрагентами необходимо личное присутствие участников - руководства компании, а иногда и целой делегации от предприятия. В такой ситуации возникает потребность в быстром перемещении внутри страны, а также и за рубежом.

Также бывают ситуации, когда для выполнения контрактов о поставке товаров, оборудования, оказания услуг требуется перемещение грузов на большие расстояния.

Когда речь идет о значительных расстояниях, самым быстрым транспортом, безусловно, является авиация, воздушный транспорт.

Однако не всегда данные задачи могут быть решены обычным способом - с помощью обычной гражданской авиации и услуг регулярных рейсов авиаперевозчиков. В условиях динамичного и напряженного рабочего графика представителей компании бывает так, что привязка к графикам авиаперевозок не всегда удобна, направления авиаперевозок не всегда достаточно гибки. Кроме того, уровень сервиса, предоставляемого гражданской авиацией, не всегда в достаточной степени удобен корпоративным клиентам, и решение задачи авиаперевозок должно выходить на новый уровень. Такая же проблема бывает и при необходимости перевозки грузов на основе индивидуального графика.

В этой ситуации актуальность приобретает деловая авиация.

Деловая авиация - это возможность обеспечить максимальную мобильность, гибкость, уровень комфорта и наилучшие условия для работы корпоративных клиентов.

Безусловно, деловая авиация - прерогатива достаточно крупных компаний, уверенно стоящих на ногах, которые исходя из своих финансовых возможностей могут себе позволить такой уровень сервиса.

В деловой авиации используются собственные или арендованные воздушные суда, которые осуществляют перелеты по индивидуальному графику, обслуживая персональных клиентов или целые коллективы и делегации, команды партнеров, работающих совместно.

Воздушные суда в соответствии с законодательством Российской Федерации являются недвижимым имуществом. Данное название весьма условно и отражает лишь особый правовой статус и режим данного объекта гражданских прав.

Учитывая стоимость воздушных судов, безусловно, любые вопросы, связанные с их приобретением, пользованием, эксплуатацией сопряжены с значительными финансовыми и трудовыми затратами специалистов, что предполагает и обязательность юридического сопровождения соответствующих правоотношений.

С точки зрения Воздушного кодекса Российской Федерации, положений Гражданского кодекса Российской Федерации, деловая авиация относится к особому подвиду гражданской авиации - к коммерческой авиации.

Авиаперевозки регулируются международными конвенциями, отдельными правовыми актами России, в том числе Федеральной авиационной службы РФ, Министерства транспорта.

Следует отметить, что в зарубежных странах, включая США и страны Евросоюза, уровень развития деловой авиации заметно выше, чем в России. В силу этого, для правового регулирования коммерческой авиации в России характерны серьезные проблемы, которые становятся существенным, часто непреодолимым, препятствием для развития данного вида деятельности.

К таким проблемам можно отнести неопределенность и отсутствие четко регламентированного порядка регистрации права собственности частных лиц на воздушные суда, а также, к примеру, порядка сертификации самолетов класса business-jet, на которые распространяются те же избыточные требования и нормы, включая требования к технике безопасности, правила таможенного досмотра, как и на большие лайнеры, используемые для общественных перевозок. Данные нормы не только избыточны, но и не всегда применимы, а соответственно, и выполнимы для данного класса воздушных судов.

Между тем, договорные отношения в сфере деловой авиации возможны уже в существующей правовой системе России.

В числе видов правоотношений при авиаперевозках деловой авиацией можно отметить:

- правоотношения, связанные с приобретением и пользованием воздушными судами (купля-продажа, различные виды аренды);

- договор фрахтования, договор перевозки (груза, пассажиров);

- договор страхования;

- иные виды обязательств.

С ростом спроса и потребности в деловой авиации в России возрастает и необходимость развития соответствующего регулирующего законодательства, поэтому есть надежда, что отставание национального законодательства от уровня других стран будет ликвидировано в кратчайшие сроки.


Legal Prime GSC, JSC © Подготовлено по заказу ros-avia-expo.ru

Ключевые слова: деловая авиация