Новости


31.03.2009

Президиум ВАС РФ признал законным решение ФАС РФ, которым антимонопольный орган привлек к ответственности банк за нарушение законодательства о рекламе.

Президиум ВАС РФ признал законным решение ФАС РФ, которым антимонопольный орган привлек к ответственности банк за нарушение законодательства о рекламе, поскольку в рекламе кредитов под залог имущества со ставкой 20 процентов годовых содержалась не полная информация о рекламируемом продукте.

Президиум ВАС РФ признал законным решение ФАС РФ, которым антимонопольный орган привлек к ответственности банк за нарушение законодательства о рекламе, поскольку в рекламе кредитов под залог имущества со ставкой 20 процентов годовых содержалась не полная информация о рекламируемом продукте.

История вопроса

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приняло решение о привлечении к административной ответственности АКБ "Град-банк" по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, поскольку в опубликованной в газете "Тихоокеанская звезда" рекламе кредитов, выдаваемых банком под залог имущества по ставке 20 % годовых, помимо этих двух условий, отсутствовали другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Банку назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

По результатам рассмотрения заявления банка об обжаловании указанного решения ФАС РФ, Арбитражный суд Хабаровского края пришел к выводу об обоснованности принятого антимонопольным органом решения, в удовлетворении требований банка отказал. Однако решение Арбитражного суда Хабаровского края было отменено Шестым арбитражным апелляционным судом, который признал решение ФАС РФ незаконным и отменил его. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ, рассмотрев в порядке надзора жалобу антимонопольного органа, пришел к выводу о правомерности решения ФАС РФ, отменил судебные акты апелляционной и кассационной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции об обоснованности решения, принятого ФАС РФ.

Позиция ВАС РФ

В размещенной банком рекламе отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, что могло привести к искажению смысла информации и ввести в заблуждение потребителя рекламы, что недопустимо в силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". Также, в данном случае нарушено положение п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 названного закона, согласно которому реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно их таких условий.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость (в данном случае это процентная ставка), такая реклама должна содержать все остальные условия, определающие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

При этом информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге и размере процентов не заменяет опубликования всех существенных сведений, отсутствие которых способно ввести в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Подготовлено на основе материалов, опубликованных на сайте Высшего Арбитражного суда РФ.