Новости


14.04.2009

Директор ФССП России ответил на вопросы онлайн-конференции, устроенной интернет-газетой "Газета.Ru"

В редакции "Газета.Ru" завершилось онлайн-интервью с главным судебным приставом РФ Артуром Парфенчиковым. Он рассказал о том, зачем приставы взламывают двери в квартирах, как борются с неплательщиками алиментов, почему не ищут имущество Сергея Мавроди и зачем на автомобилях службы есть спецсигналы.

Директор ФССП России ответил на вопросы онлайн-конференции, устроенной интернет-газетой "Газета.Ru"

Текст конференции

Здравствуйте, Артур Олегович! // "Газета.Ru"

Добрый день!

Какая средняя зарплата у судебного пристава? // Марина

Артур, добрый день. Что мне нужно сделать, чтобы попасть на работу в ваше ведомство? Есть ли какие-то специальные учебные заведения? Обязательно ли высшее юридическое образование и если нет, то какое предпочтительнее? // Владислав (Воркута)

Артур Олегович, скажите, пожалуйста, если идти работать судебным приставом после окончания университета (но не юридического), а за плечами есть военная кафедра, какое звание мне присвоят? // Артур

Сразу хочу сказать, что в настоящий момент для того, чтобы стать судебным приставом, на сегодняшний день высшего юридического образования не требуется. Необходимо только достигнуть 20 лет, иметь среднее образование и подходить по состоянию здоровья. Я надеюсь, что в ближайшее время, конечно, в рамках развития законодательства о службе и в том числе принятия закона о правоохранительной службе, мы его очень ждем, мы усилим критерии отбора, и, безусловно, наша цель -- это обязательное юридическое образование для пристава-исполнителя. Я думаю, что это очевидно. Такой позиции придерживаются и многие представители законодательной власти, которые участвуют в законотворческом процессе. Совершенно очевидно, должностное лицо, которое исполняет судебные решения, в том числе и очень сложные с юридической точки зрения, решения судов общей юрисдикции, конечно, должно иметь высшее юридическое образование. В целом служба у нас развивается в трех направлениях. Судебные приставы-исполнители, приставы по обеспечению безопасности деятельности судов. Здесь мы предусматриваем, конечно, в перспективе больше ужесточение в плане физических данных, возраста, подготовки физической, состояния здоровья. Опять-таки, все это будет решено, мы надеемся, с момента принятия закона о правоохранительной службе и включения Службы федеральных приставов в число правоохранительных органов. Третья категория -- это дознаватели. Здесь в перспективе мы планируем критерии -- это наличие высшего юридического образования. Служба у нас молодая, нам всего 11 лет, по большому счету. Хотя исторически понятно, что приставы были, и были в дореволюционной России. Но, тем не менее, мы сейчас очень развивающаяся служба. Конечно, многие вопросы не решены, в т. ч. и статусные, системные . Но я надеюсь, что в ближайшее время мы закончим формирование службы с точки зрения ее структуры, официального статуса, статуса как правоохранительного органа. Социального статуса наших работников. На сегодняшний день де-юре ограничений, связанных с отсутствием юридического образования, нет. Но еще раз повторю, что это ближайшая перспектива. Поэтому тех, кто хотел начать госслужбу с судебных приставов и дальше двигаться по карьерной лестнице, высшее образование предпочтительно. Зарплата пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. В среднем 12000 рублей. Для таких регионов, как Москва, СПб и целый ряд других крупных мегаполисов, зарплата мизерная. В то же время для окраин, для Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Севера, для отдаленных точек даже центрального региона это вполне приемлемо. Отсюда и качество работы. К сожалению, чем дальше от Москвы, тем работа лучше. Я сам не москвич, поэтому эта критика со стороны всегда объективная. Действительно, Москва сегодня фактически на последнем месте по всем показателям с большим отрывом. На первом месте у нас сегодня Саратов, Кабардино-Балкария, Чувашия. Из наиболее стабильных, конечно Кабардино-Балкария, Волгоград и Саратов. Вот три региона, которые не только сегодня лидируют, но они наиболее стабильно работающие в последние годы.

Войдет ли ваша служба в состав правоохранительных органов или в связи с финансовым кризисом эти планы отменили? // Владислав

Я думаю, мы не то что надеемся, мы знаем, что в том проекте закона о правоохранительной службе, который на сегодняшний день, по нашей информации, практически уже доработан, практически все основные направления деятельности службы, включая обеспечение безопасности судебных заседаний, принудительного исполнение судебных решений и решений других уполномоченных органов, дознание, -- эти направления деятельности рассматриваются как относящиеся к правоохранительной службе. Сейчас все зависит от того, насколько быстро будет завершена реформа госслужбы в целом. Вы знаете, что у нас есть закон о гражданской службе. Сейчас должен появиться закон о правоохранительной и о военной службе. Мы надеемся, что это случится в этом году и мы получим статус правоохранительного органа и сможем решать многие вопросы уже без тех проблем, которые существуют у нас сегодня. Чтобы была понятна наша заинтересованность в быстрейшем принятии закона, я назову проблему приема на службу наших работников, которые имеют необходимость при исполнении служебных обязанностей использовать спецсредства, даже оружие. Понятно, что это должны быть лица не только определенного образовательного уровня, но, самое главное, это лица, которые прошли спецотбор по состоянию здоровья. У нас возникают проблемы даже прохождения специальной врачебной экспертизы для сотрудников, которые в своей служебной деятельности используют не только оружие, а и автоматическое оружие. Из-за отсутствия статуса. Сегодня такую экспертизу могут проходить только лица, которые поступают на правоохранительную службу. Такая ситуация, что есть органы, которые получили спецзаконы -- закон о милиции, указ о наркоконтроле, о таможенной службе, -- они де-юре являются правоохранительными органами. У нас такого нет. Мы на сегодняшний день де-факто должны выполнять правоохранительную деятельность, но числимся как гражданский орган. Мы сегодня обеспечиваем безопасность таких судебных процессов, как процесс в Нальчике, в Ингушетии. Это только наиболее громкие процессы. Наши работники несут серьезную службу и отвечают за очень серьезные вопросы. Поэтому возникает много вопросов, связанных с нашим сегодняшним статусом. Мы очень надеемся, что в этом году проблема будет снята. Я сказал именно о тех проблемах, которые связаны с непосредственным осуществлением тех полномочий, которые на нас возложены. Есть еще целый ряд вопросов, это можно говорить очень долго. Я вам привел наиболее наглядный пример.

Добрый день! Прошу ответить на следующий вопрос: если один из супругов, формально находящихся в зарегистрированном браке, но фактически проживающих раздельно и не поддерживающих каких-либо отношений, взял без ведома другого супруга кредит в банке и перестал его обслуживать, то насколько реальна ситуация, когда по решению суда приставы придут описывать имущество (обстановку квартиры, предметы быта) по адресу проживания должника? Есть ли возможность доказать, что отвечать по взятому кредиту (без обеспечения и поручительств) должен именно тот супруг, который его взял, или же здесь ответственность несут оба супруга, пока брак не будет официально расторгнут? Может ли быть наложен арест (списаны деньги в счет уплаты долга) в процессе исполнительного производства на пенсионный счет супруга? // Дмитрий

Возможность, наверное, есть. Но все-таки нужно очень серьезно относиться к такой правовой ситуации, как юридически оформленный брак. Надо понимать, что это не просто штамп в паспорте. Поэтому, если разошлись, значит, надо либо юридически оформлять развод, либо тогда действительно могут возникнуть такие проблемы, когда судебный пристав налагает арест на имущество должника. Согласно положениям ГК РФ, по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено на его долю в общем имуществе супругов, которое причиталось бы этому супругу при разделе имущества. Понятно, что у второго супруга всегда есть шанс доказать, что это имущество не может быть подвергнуто взысканию. И действительно, такие иски есть -- об освобождении имущества из-под ареста. Но это достаточно сложная юридическая процедура. И еще раз повторюсь, что если люди находятся в браке, то пристав накладывает арест на имущество и дальше в судебном порядке надо доказывать, что это имущество может быть освобождено из-под ареста.

Здравствуйте, Артур. Как вы относитесь к принятому закону "Об исполнительном производстве", который позволяет судебным приставам взламывать дверь должника (кстати, кто оплатит взлом -- неужели служба судебных приставов?)? Как вы можете его объяснить с точки зрения Конституции, дающей право на неприкосновенность жилища? Может быть, стоит давать должникам хоть какой-нибудь шанс заработать денег и отдать долг, а не раздевать их полностью как липку при отсутствующей процедуре банкротства физических и юридических лиц? Спасибо. // Андрей

Скажите, а вот это "чудесное" нововведение со взломом двери -- это крайняя мера или ломают теперь направо-налево? // Алексей

Я сразу хотел бы поговорить немножко о Конституции. У нас очень много спекуляций на тему ограничения тех или иных прав. Сразу хочу сказать, что для лиц, которые очень любят цитировать Конституцию и при этом являются нарушителями закона, важно знать о том, что весь комплекс прав, которые гарантирует Конституция, имеет отношение к законопослушному гражданину. Это абсолютно мировая практика. И если вы даже обратитесь к Европейской конвенции о правах человека и к тем протоколам, которые приняты к этой конвенции, там тоже есть ограничения, что да, есть право на свободу передвижения, на свободу выезда, но тут же Европейская конвенция, протокол 4: если гражданин нарушает закон, права и интересы третьих лиц, то это право может быть ограничено. То же самое положение содержится в ст. 55 Конституции, где указано, что федеральным законом в целях защиты в т. ч. интересов третьих лиц определенные права гражданина могут быть ограничены. Если человек преступил закон, например не исполнил судебное решение, -- извините меня, та же Конституция гарантирует любому гражданину в цивилизованном государстве доступ к правосудию. Причем не к формальному правосудию, когда в суде доказал и получил судебное решение как моральное удовлетворение. Доступ к правосудию предполагает возможность реальной защиты прав. Для этого закон предусматривает комплекс мер, направленных на понуждение незаконопослушного гражданина к исполнению обязанностей, которые он должен нести в т. ч. по отношению к третьим лицам. Поэтому, что касается права на принудительный вход в жилое помещение, такое право действительно установлено. И здесь нужно говорить о том, что эта норма носит общепревентивный характер. Конечно, это крайняя мера. За весь 2008 год по 36 млн исполнительных производств эта мера принималась всего 23 раза. За первые три месяца этого года мы это право использовали лишь четыре раза. И еще раз повторюсь: это крайняя мера. А общепревентивный характер заключается в том, что раньше неоткрывание дверей приставу, когда должник стоял за дверью и насмехался над приставом, -- это была нормальная практика. Это было в арсенале в т. ч. и адвокатов, и советовали просто не открывать дверь судебному приставу. Надо помнить, что за приставом всегда стоит взыскатель. И возникала ситуация, что взыскатель оказывался в ситуации, что вроде право у него есть, а должник стоит за дверью и смеется над ним и приставом. Поэтому сейчас общепревентивный характер заключается в том, что должники стали открывать дверь. Потому что понимают, у них нет выбора, дверь могут взломать. Конечно, есть крайние случаи, есть маргиналы, которым самим нравится оказываться в центре скандала. Я думаю, что это не повод сегодня обвинять приставов в необдуманном использовании. Наоборот, очень серьезно подошли к этим полномочиям, мы приняли соответствующие ведомственные документы, которые, во-первых, обязывают по каждому факту принудительного входа в жилище информировать директора службы, готовить спецдонесения. Если даже в каком-то отдаленном центре такое право пристав использовал, главный судебный пристав должен об этом знать. И далее мы уже в каждом конкретном случае разбираемся с этим фактом, причем не только с точки зрения законности, но и с точки зрения обоснованности. Была ли вообще необходимость, объективная, взламывать дверь, создавать проблемы для членов семьи должника. Или можно было бы, скажем, ограничиться на этой стадии исполнительного производства более щадящими мерами для должника. Наверное, неправильно сразу вламываться в квартиру, если, например, не проверены банковские счета. Если у человека есть банковский счет, то на него стоит в первую очередь обращать внимание, а не вламываться в жилище. Мы мониторим ситуацию: практически прекратились отказы, нам стали чаще открывать двери. Эта норма реально работает.

Я оплатил штраф ГИББД в положенный срок, но через полгода от судебных приставов получил постановление на оплату этого штрафа. Квитанция об оплате у меня на руках. Обязан ли я ее вести и демонстрировать судебному приставу, или это он в удобное для меня время должен приехать ко мне домой и удостовериться в ее наличие. Обязан ли я доказывать свою невиновность? // Константин

Добрый день! Согласно отметке на конверте 21.03.09, я получил письмо с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 15.08.08, предписывающее мне оплатить штраф в трехдневной срок. Отправлено это письмо было 19.03.09 (отметка на конверте). Штраф был мной оплачен 25.12.08 -- сразу после получения информации о реквизитах получателя от судебных приставов с помощью автоматизированной системы. Явиться к судебному приставу я не могу, т. к. меня абсолютно не устраивают часы приема (понедельник с 14.00 до 18.00 и четверг с 9.00 до 13.00). Почему я должен тратить свое личное или рабочее время для исправления ошибки вашего ведомства? С чем связана рассылка постановлений с задержкой в 7 месяцев? // Сергей

Хотелось бы знать, что это за регион, конечно. Но я бы хотел сказать, что, наверное, в данном случае я посоветовал бы заявителю обратиться к старшему судебному приставу или к руководителю территориального управления. И здесь очень много вопросов сразу в заявлении поставлено, над которым мы сейчас работаем. Во-первых, что касается самих штрафов. Есть проблема: действительно, в прошлом году, в начале 2008 года, в Административный кодекс были внесены поправки, это ст. 32-2, которые освободили наконец-то нарушителя и лицо, обязанное к уплате штрафа, помимо процедуры самой уплаты штрафа еще предъявлять в госорган квитанцию. Мы считаем это абсолютно правильным. В конечном итоге это проблема грамотно организованного процесса учета уплаты штрафа, а это должна быть электронная система. Да, может быть, сегодня какие-то ведомства оказались не готовы администрировать учет оплаченных штрафов. Но это не говорит о том, что мы должны двигаться назад. Мы должны принимать меры к тому, чтобы вводить современные электронные системы учета оплаченных штрафов. Это сейчас происходит. Наибольшая проблема -- это ГИБДД: из 36 млн исполнительных производств 10 млн -- это штрафы ГИБДД. Прошло еще только чуть больше года после введения этой новации в закон, я думаю, что это вопрос нескольких лет, система будет отлажена. Самое главное -- альтернативы нет. Я думаю, что мы тоже всячески пытаемся содействовать этой процедуре. Поэтому на самом деле многие проблемы, которые сегодня связываются со службой судебных приставов, к сожалению, и эта проблема зарождаются в недрах того уполномоченного органа, который в настоящий момент еще не отладил процедуру синхронного учета оплаченных штрафов. В прошлом году из 10 млн штрафов ГИБДД получили 2 млн уже оплаченных штрафов. Это надо отлаживать.

Что касается данной жалобы, надо разбираться, когда все-таки поступил исполнительный документ в нашу службу, почему так поздно было отправлено уведомление. Возникает вопрос: штраф был оплачен 25 декабря 2008 года. То есть, я так понимаю, что добровольно человек штраф все-таки не заплатил. Наверное, все-таки вопрос и к заявителю, почему не заплатил вовремя. Это говорит о том, что здесь определенная вина есть и со стороны заявителя. Я бы хотел пожелать Сергею и остальным гражданам все-таки штрафы платить вовремя. Это признак правовой культуры: либо человек обжалует штраф и добивается отмены, либо платит штраф. Давайте начинать с самих себя. Бывают ситуации, бывает с каждым, нарушили. Есть два варианта правового поведения: либо обжалование, либо оплата. Что касается приема. Я хотел бы получать более конкретную информацию: какой район, какая территория. Сегодня такой прием граждан -- это совершенно неправильно. Одна из наших задач сегодня -- это максимальная открытость. У нас есть ведомственное указание о том, чтобы с районного звена еженедельно осуществлялся прием граждан, в т. ч. в нерабочее время. И не реже одного раза в месяц этот прием должен вестись в один из выходных дней. Я лично в регионах начинаю проверки в районных подразделениях с того, как это все обеспечено. К сожалению, наши работники пока не понимают всей важности исполнения этого указания. Мы готовим приказ о введении единой системы оформления стендов, которые содержат информацию о времени графиках приема. Сейчас мы готовим опытные образцы, и с начала следующего полугодия во всех районных подразделениях нашей службы единый информационный блок будет одинаков, одного размера, цвета. Мы консультируемся с психологами, как лучше оформить. Мы сейчас это все разрабатываем. В ближайшее время гражданин, приходя в нашу службу, будет получать полную информацию. Я еще раз обращаюсь к нашим территориальным руководителям: мы самим жестким образом будем наказывать за нарушение этих распоряжений. Я считаю, что наша задача -- чтобы гражданин в первую очередь мог спокойно обратиться к руководителю районного подразделения. Когда гражданин к нам обращается, я всегда требую спрашивать, обращался ли он в районное подразделение. Надо понимать, что не с каждой жалобой нужно обращаться в Москву. Мне важно сегодня понять, как работает система, которую мы создаем. Мне важно будет разобраться не с конкретной ситуацией, а почему сегодня в конкретном районе работа организована так, что элементарные вопросы не решаются на районном уровне. Мне важно посмотреть, как главный судебный пристав еще до обращения человека в Москву распорядился своими полномочиями. Почему вопросы, которые были решены на уровне центрального аппарата, не были решены на уровне республики, района. Нам очень важно сегодня отладить систему, чтобы она работала и не было необходимости по каждому вопросу идти в Москву и там добиваться правды.

Пожалуйста, разместите на сайте ФССП информацию для взыскателей алиментов, какие у них права и как поступать в той или иной ситуации. Ведь, как правило, это самая незащищенная часть населения -- дети, в пользу которых должны быть взысканы алименты, и женщина, которая осталась без поддержки. В то время как со стороны приставов никакой информации получить невозможно. По всей видимости, у них дел хватает, а просвещать взыскателей, чтобы ещё больше было вопросов, которые нужно решать судебным приставам, они не заинтересованы. // Светлана

Подскажите, пожалуйста, как должна рассчитываться неустойка по алиментам. Задолженность с 2005 года. До сентября 2008 года по 0,1%, а с принятия поправки в закон по 0,5 % или за весь период по 0,5%. Существует ли при расчете неустойки по алиментам срок исковой давности 3 года или нет? Вину должника подтверждает судебный пристав-исполнитель. Заранее спасибо. Вообще очень много вопросов по взысканию алиментов, в то время как судебный пристав не дает никакой информации. // Светлана

Согласно части 2 ст. 115 Семейного кодекса РФ, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Кроме того, получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой